Интервью Кудинова Олега Анатольевича, руководителя департамента оконной и дверной фурнитуры компании "ТБМ" для журнала "Окна. Двери. Фасады"
– Кризис 2008-2009 годов, безусловно, внес коррективы в развитие оконного рынка РФ. Упал спрос на СПК и, как следствие, снизились объемы производства и продаж окон, возник избыток производственных мощностей как у производителей фурнитуры, так и у производителей окон. Естественно, это привело к ценовой конкуренции и снижению маржинальности рынка в целом.
Думаю, таких темпов роста по 30%-40%, как мы наблюдали в докризисные годы, в России уже не будет. Рынок от года к году будет колебаться в рамках установившихся объемов.
На мой взгляд, состав основных производителей фурнитуры не сильно изменился. Как и прежде основной является тройка RОТО, Sigenia-Aubi, МАСО, в которой лидирующие позиции занимает ROTO. Доля этих производителей на рынке фурнитуры в РФ примерно 65-75%. Далее идут G-U , Winkhaus, INTERNIKA, Fuhr c совокупной долей порядка 10%-15%. Остальную часть рынка в основном занимают бюджетные фурнитуры Kale, Vorne, Fornax, T@T, VHS, Accado и др.
С другой стороны, ряд фирм и дилеров прекратили свое существование, не укладываясь в рамки установившегося на рынке ценообразования. И почти все участники рынка активно начали заниматься оптимизацией всех этапов своей деятельности с целью минимизации потерь.
Считаю, что именно этот путь позволит игрокам рынка устоять в дальнейшем.
Так что ожидать чудес в будущем не придется, конкуренция усилится, но вестись она будет уже не только ценой, но и сервисными составляющими и характеристиками продукта.
ОДФ: Появились ли возможности для производства конкурентной отечественной фурнитуры? Повлияет ли вступление РФ в таможенный союз и ВТО на развитие рынка фурнитуры?
– Утверждение о том, что размещение производства в России позволяет удешевить фурнитуру, неоднозначно. Я посещал вместе с коллегами заводы наших партеров, расположенные в различных странах, и могу сказать, что по сравнению с ними Россия, к сожалению, не является самым привлекательным местом для производства. Это связано, прежде всего, с тем, что издержки достаточно высоки, а объемы производства небольшие по сравнению с европейскими заводами.
Вступление России в ВТО действительно подразумевает изменение таможенных пошлин на фурнитуру в целом. Так, в течение 4-5 лет будет происходить снижение пошлины на элементы фурнитуры и увеличение пошлины на петлевую группу. Данные изменения будут отчасти компенсировать друг друга и, скорее всего, это практически никак не отразится на конечной стоимости продукта. А с учетом растущих расходов на транспорт, ЖКХ, электроэнергию, инфляцию цена на фурнитуру будет только расти.
Для российских же заводов-производителей фурнитуры вступление России в ВТО и снижение таможенных пошлин не будет способствовать снижению конкуренции, а наоборот, заставит еще более глубоко работать над сокращением всех видов издержек.
ОДФ: Ваши прогнозы изменения структуры спроса на оконную фурнитуру в 2013 году.
– Скорее всего, лидерство известных европейских брендов сохранится. Однако кризис создал благоприятные условия для увеличения рыночной доли бюджетных продуктов. Я думаю, что эта тенденция продолжится и в последующие годы, так как производители новых и бюджетных фурнитур быстро учатся у своих опытных конкурентов, оперативно вносят изменения в продукт. К тому же сегодня рынком востребована оптимальная по соотношению между ценой и качеством фурнитура.
Две фурнитуры разного ценового сегмента и класса в программе производителя СПК – давно не новинка не только на российском рынке, но и на европейском. Производители СПК все чаще прибегают к введению в свою программу бюджетных фурнитур, и это понятно, ведь спрос есть и его необходимо удовлетворять, иначе за тебя это сделают другие.
ОДФ: Какие мировые технические новинки в области оконных технологий, на ваш взгляд, могут быть наиболее востребованы в России в ближайшие годы?
– На наш взгляд ниша высоких технологий в России развита слабо. И ожидать какого-либо прорыва в ближайшие год-два тоже не стоит. Рынок крайне вяло реагирует на любые инновации, так как они чаще всего влияют на цену изделия, пусть даже и не значительно. А сейчас ценовой фактор, к сожалению, является главным. Покупательская способность населения не растет и трудно в такой ситуации рассчитывать, что среди конечных потребителей будет большой спрос на сверхтехнологичные и дорогие продукты.
С другой стороны, все участники рынка явно недостаточно времени уделяют просвещению конечного потребителя и разъяснениям о том, какие бывают окна. Это показывают и социологические опросы независимых исследовательских центров, и наши собственные наблюдения.
Активизация деятельности в этом направлении может способствовать постепенному улучшению качества продаваемого окна, а, следовательно, и появлению потребительского спроса на новинки и высокие технологии.
Одним из мощных инструментов, выполняющих просветительскую и образовательную функции, является отраслевая база знаний «ВикиПро», которая успешно развивается благодаря активности основных участников рынка, в том числе сотрудников компании «ТБМ».
Уже сейчас, менее чем через год после начала работы, в «ВикиПро» размещено более 2 000 статей, а ежемесячная посещаемость превышает цифру 25 000 уникальных посетителей. Это означает, что отраслевая база знаний – это востребованный и полезный ресурс для тысяч потребителей и специалистов отрасли, где каждый может почерпнуть определенные знания об окнах, дверях, монтаже, о других направлениях нашей отрасли.
Благодаря таким проектам, как отраслевая база знаний «ВикиПро», мы можем двигать отрасль вперед.