::  :: О проекте Контакты  
Материалов: 3416. Статей: 1017. Компаний: 2490. Марок: 881. Посетителей в мес: 9715
images/1x1.gif images/1x1.gif images/1x1.gif images/1x1.gif
Отраслевая техническая библиотека   Оконный рынок   Фурнитура   Стекло   Автоматич. двери
 
Зарегистрироваться!

Войти в систему
TOP100 Ведущие поставщики
Каталог оконного рынка
Комплектующие (460)
Фурнитура
Комплектующие
Химия
Стекло
Разное
Реклама
 
ПВХ и АЛЮ системы (224)
ПВХ-системы
АЛЮ-системы
Марки
Оборудование (2230)
Обработка ПВХ
Обработка АЛЮ
Обработка стекла
Каталог фирм
Фасады (750)
Светопрозрачные
Вентфасады
Мокрые фасады
Каталог фирм
Каталоги ключевых выставок.
> ТЕПЕРЬ ON-LINE <
Представляем экспонентов
Компания Glasstools
Станкин
Декенинк Рус
GEZE GMBH
Крунор
Грайн
Фототех
Века Рус
Брусбокс
Зигениа-Ауби
Фотогалерея 
Все экспоненты 
Тех. Библиотека
ALT VC65 Alutech Витражная система. Часть...
ALT VC65 Alutech Витражная система. Часть...
MAVent A-200 Альбом технических решений...
MAVent M-700 Альбом технических решений...
MAVent KН-400 Альбом технических решений...
MAVent KН-100 Альбом технических решений...
MAVent K-520 Альбом технических решений...
MAVent K-500 Альбом технических решений...
MAVent A-300 Альбом технических решений...
TP110 Reynaers Архитект. каталог...
Еще 2000 каталогов 
 
 
 Главная / Журнал / Раздел: Актуально / Восприятие звука человеком.Шумовой режим помещений.Транспортный шум
         

Восприятие звука человеком.Шумовой режим помещений.Транспортный шум

Рис. 1

Рис. 1

Шумовой режим городских территорий определяется воздействием целого ряда источников внешнего шума. 
К таким источникам, прежде всего, относятся средства автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта, ряд промышленных предприятий и установок, а также другие шумовые воздействия, связанные с различными видами жизнедеятельности населения 

При распространении звуковых волн в воздухе в каждой точке звукового поля возникает попеременное сжатие-разрежение, что приводит к изменению давления в среде по сравнению с атмосферным (статическим) давлением. Разность между атмосферным давлением и давлением в данной точке звукового поля называется звуковым давлением Р (Па). 

Порог слышимости человеческого уха составляет Po = 2 x10 –5 Па; оно безболезненно выдерживает звуковое давление до 20 Па, и приблизительно при звуковом давлении в 200 Па наступает болевой порог.

Разница в 10 миллионов раз между порогом слышимости и болевым порогом показывает очень высокую чувствительность человеческого уха, которую практически нереально оценить путем прямой математической зависимости. 

В практической деятельности для оценки звуковых воздействий на человека используются относительные — логарифмические величины, базирующиеся на психо-физическом законе Вебера-Фехнера, согласно которому ощущение степени изменения звукового давления (субъективное восприятие человеком) близко совпадает с логарифмической кривой. 
В качестве основной величины, характеризующей шумовые воздействия и звукоизоляционные характеристики ограждающих конструкций, в строительной акустике используется показатель представляющего собой относительную логарифмическую величину, характеризующую звуковое давление в данной расчетной точке относительно порога слышимости и определяемого по формуле (1). 
За единицу измерения уровня звукового давления принят 1 децибел (1Дб). 
Разница уровней в 1Дб соответствует минимальной величине, различимой слухом.

L = 20 lg (P/Po) (1) 
где 
Р — значение звукового давления в данной точке звукового поля
Рo = 2 x 10 –5 Па – звуковое давление, соответствующее порогу слышимости.

Соотношение между величинами звукового давления Р, уровнем звукового давления L и физиологическими ощущениями человека,могут быть приближенно проиллюстрированы таблицей 1.

Допустимый уровень звукового давления является величиной, нормируемой санитарными требованиями, в зависимости от назначения помещения. Ниже приведена обобщенная таблица соответствующих величин (табл. 2).

В российских нормативных документах, наряду непосредственно с величиной уровня звукового давления L, используются скорректированные значения, моделируемые на акустических приборах при помощи кривой частотной коррекции А, и соответствующие особенностями восприятия звука человеческим ухом на различных частотах (см. табл. 4). 
Субъективная оценкашума человеком характеризуется значением «уровня звука» LA, измеряемого в дБА, и представляющим собой значение уровня звукового давления, с учетом поправки по кривой А для конкретного частотного диапазона (см. табл. 3).

В строительной технике принято рассматривать диапазон частот, воспринимаемый органами слуха человека, в интервале от 125 до 4000 Гц. Наибольшую чувствительность к звуковым воздействиям человек проявляет на средних частотах (в интервале приблизительно от 400 до 3000 Гц), несколько хуже слышит высокие (примерно от 3000 до 20 000 Гц), и наименее чувствителен к звуку на низких (примерно от 20 до 400 Гц).

При проведении акустических расчетов и измерений частотный спектр слышимого шума разбивается на октавные полосы частот, ограниченные нижней частотой f1 и верхней частотой f2, при этом f2/f1 =2. Если f 2/f1= 3 √2, то ширина полосы равна 1/3 октавы. 

В качестве частоты, характеризующей полосу в целом, берется среднегеометрическая частота f=√f1 /f2.
Крайние и среднегеометрические частоты октавных полос стандартизованы (табл. 3) 

Внешний шум, в зависимости от его источника, имеет не только разную интенсивность, но и разную тональность. Шум большинства городских источников включает звуки почти всех частот слухового диапазона, но отличается разным распределением уровней звукового давления по частотам и неодинаковым изменением их по времени. 

Так, очевидно, что спектр шума, создаваемого движущимся поездом, значительно отличается от шумового спектра взлетающего самолета. 
А скоростная магистраль для движения легкового транспорта, характеризуется более высоким частотным спектром по сравнению с городскими улицами, по которым движутся грузовики или автобусы, создающие низкочастотный спектр (рис. 1). 

В российских нормативных документах для оценки городских шумов применяются осредненные величины, измеряемые в течение установленных базисных интервалов времени, отличающихся принциально по уровню шумовой нагрузки. Согласно международным и национальным стандартам, в отношении деятельности людей к базисным интервалам относят периоды дневного и ночного времени суток.В качестве основной величины для оценки шумового режима в местах отдыха, проживания и работы населения установлена осредненная величина – эквивалентный уровень звука LAэкв, измеряемый в дБА и определяемый как:
                                t2
AэквT= 10lg [1/ (t1–t2) (P2 A(t)/P20 )dt] (2) 
                                 t1
где 
P0 – пороговое значение звукового давления, P0 = 2 x 10 –5 Па 

PA(t) – значение звукового давления в момент времени t, скорректированное в соответствии с кривой коррекции шумового сигнала А, [Па] 

L AэквT, [дБА]— эквивалентный уровень звука, полученный для интервала времени Т, начинающегося в t1 и заканчивающегося в t2. Согласно различным нормам, необходимо различать так называемые базисные интервалы для дневного и ночного времени суток (день— с t1= 7ч до t2=23 ч и ночь— с t1= 23 ч до t2=7 ч), в течение которых шумовая нагрузка резко отличается по интенсивности. Однако на практике учет снижения шумовой нагрузки в ночное время представляется трудным с точки зрения оценки и реализации в проектных решениях, поэтому в акустических расчетах, как правило, рассматривается максимальная шумовая нагрузка днем.

В большинстве случаев (за исключением зданий, построенных вблизи железнодорожных магистралей и аэропортов), в качестве основной шумовой нагрузки на светопрозрачные конструкции рассматривается шум, создаваемый транспортным потоком. Для его количественной оценки в расчетах принимается эталонный спектр транспортного шума 
(табл. 5).

Таблица 1. Физиологические ощущения человека при действии различных источников шума

Источник шума

Звуковое

давление,

P Па

Уровень

звукового

давления, L дБ

Физиологические

ощущения человека

Абсолютная тишина

0,00002

0

Порог слышимости

Угнетает

Шелест листвы

 

10

Состояние звукового комфорта

Нормальный разговор,

тихая музыка

0,002

35-40

 

Громкая речь

0,02

60

 

Громкая музыка, ожив-

ленная транспортная

магистраль

0,02

75-80

 

Поезд метро

2

100

 

Реактивный двигатель

 

130

 

 

200

140

Болевой порог

 

 

160-200

Болевой шок


Таблица 2. Максимально допустимые уровни звукового давления в помещениях

Наименование помещения

Допустимый уровень звукового

давления, L доп, Дб

Спальни, библиотеки

20–30

Общие комнаты квартиры

20–40

Школы

25–40

Рабочие кабинеты

30–45

Групповые офисы

40–50

Торговые залы магазинов, рестораны

45–55

Таблица. 3 Стандартизованные октавные полосы частот, среднегеометрические частоты октавных полос, значения кривой коррекции А

Номер октавы

1

2

3

4

5

6

7

Частоты

Низкие

Средние

Высокие

Октавные полосы частот,

f1­f2, Гц

45–90

90–180

180–355

355–710

710–
1400

1400–
2800

2800–

5600

Среднегеометрическая частота, Гц

63

125

250

500

1000

2000

4000

Относительная частотная характеристика кривой коррекции А, дБ

–26.2

–16.1

–8.6

–3.2

0

+1.2

+1.0












Таблица 4. Допустимые эквивалентные уровни звукового давления в помещениях жилых и общественных зданий (на основании табл. 1 СНИП 23-03-2003 «Защита от шума»)

 

Назначение поме­щения

Уровни звукового давления (эквивалентный уровень

звукового давления) L, дБ

В октавных полосах частот со среднегеометрическими

частотами, Гц

Допустимый уровень звука LA, [дБА]

 

 

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

 

1

Палаты больниц и санаториев, операционные

больниц

76

59

48

40

34

30

27

25

23

35

2

Жилые комнаты квартир в домах категории А

 

в домах категории Б и В

76

 

79

59

 

63

48

 

52

40

 

45

34

 

39

30

 

35

27

 

32

25

 

30

23

 

28

35

 

40

3

Классные помещения, учебные кабинеты, аудитории, залы заседаний и совещаний

79

63

52

45

39

35

32

30

28

40

4

Офисные помещения

Категории А

 

Категории Б

83

 

 

86

67

 

 

71

57

 

 

61

49

 

 

54

44

 

 

49

40

 

 

45

37

 

 

42

35

 

 

40

33

 

 

38

45

 

 

50

5

Торговые залы, вокзалы, предприятия бытового обслуживания

93

79

70

63

58

55

52

50

8

60

Таблица 5. Эталонный спектр транспортного шума ( для LAэкв = 75 дБа) (согласно табл. 8 СНиП 23-03-2003 «Защита от шума»

Среднегеометрическая октавная частота, Гц

125

250

500

1000

2000

4000

Уровень звукового давления LAi, дБ

55

60

63

67

64

60

Примечание:

LAi — скорректированные по кривой частотной коррекции уровни звукового давления, создаваемые источником шума в октавных (третьоктавных) полосах частот


Подпись рис 1: Сравнительная спектральная характеристика шума внутригородского транспортного потока и скоростной автомагистрали


Из книги «Здания и сооружения со светопрозрачными фасадами и кровлями», инженерно-информационный Центр Оконных Систем, 2012 год, под редакцией И. В Борискиной

Автор/источник: Журнал Окна. Двери. Фасады.
Все статьи Журнал Окна. Двери. Фасады. >>>

12:59 19-02-2014

Распечатать
Марка «» в Каталоге материалов >>>
Поставщики марки «» в Каталоге Фирм >>>
id = 559

   
Реклама
Наши издания
Наши партнеры
 
 
Выставки

 

 
Интегрированный каталог оконного и фасадного рынка России ODF.RU (Окна Двери Фасады)

© Издательство БАУПРЕСС. Разработка и дизайн - © PIV . При копировании информации ссылка на www.odf.ru обязательна.
Телефон редакции: +7 495 374-8905

ODF.RU - это ежедневно актуализируемый каталог более 500 марок, более 5000 материалов, более 9 Гигабайт информации для производителей окон и фасадов

Подпишитесь на рассылку:
Еженедельный обзор оконного рынка

Ваш E-mail
Ваше имя

[ П р и м е р ]