ОДФ: Ваша оценка динамики рынка стекла в 2010 году?
Алексеев Дмитрий Владимирович, генеральный директор ЗАО «АвтоСтройСтекло»: В стекольном рынке много сегментов, которые вели себя по-разному. Если говорить в целом о рынке листового стекла и продуктов на его основе, то был продемонстрирован впечатляющий рост – потребление увеличилось примерно на 18%, но не следует забывать, что эти проценты отчасти лукавство, т.к. присутствовал «эффект низкой базы». Наиболее интересной для всех представляется ситуация с самым массовым видом – прозрачным термополированным стеклом.
Я бы разделил 2010 г. на 2 периода: с января по июнь шел медленный, но достаточно уверенный рост потребления в нормальном режиме за счет постепенного восстановления после кризиса строительных организаций и промышленного сектора, а примерно в августе-сентябре активизировались частные заказчики, причем основным фактором стал сформировавшийся в 2008–2009 гг. отложенный спрос.
ОДФ: Ваш прогноз относительно динамики рынка архитектурного стекла в 2011 году
Алексеев Д. В.: В 2011 году, как мне кажется, реальной работы с объектами будет немного, в большей степени «бумажная» часть по согласованию, утверждению и т.п., тренд – легкий, едва заметный рост в 3–5% относительно уровня 2010 г. А вот в 2012-м примерно с апреля я ожидаю серьезной активизации этого направления, увеличение объема работ будет не менее 20%.
ОДФ: Стекло из Китая насколько и как влияет на развитие стекольного рынка?
Алексеев Д. В.: Влияние продукции из Поднебесной уже не столь велико, как в 2006–2008 гг. Эпоха дешевых продуктов из Китая прошла, а основным преимуществом была именно низкая цена. Так что серьезно китайская продукция будет заметна в некоторых интерьерных продуктах: цветное зеркальное полотно, узорчатые стекла, как прокатные, так и химически матированные, и в архитектурных стеклопакетах. Также усилится присутствие в поставках автостекла.
Естественно, что на Дальнем Востоке и в Сибири присутствие сохранится примерно на прежнем уровне, быть может, даже несколько увеличится.
ОДФ: Поведение рынка стекла после вступления страны в ВТО?
Алексеев Д. В.: На мой взгляд, этот факт почти никак на рынке стекла не скажется, уровень ставок пошлин останется практически без изменений, в России в качестве производителей уже сейчас присутствуют многие интернациональные игроки.
ОДФ: Тенденции на рынке декоративных стекол?
Алексеев Д. В.: В декоративном сегменте ярко выраженные тенденции индивидуализации: идет смещение от массового продукта в сторону уникальности и неповторимости. Второе – декоративные стекла должны не только быть визуально привлекательными, но и практичными в повседневной эксплуатации. Этим как раз и обусловлен как спад потребления прокатных узорчатых стекол, так и, скажем, рост в сегменте матированного стекла, которое используют в качестве основы для создания самых разнообразных деталей интерьера.
ОДФ: Происходит ли изменение предпочтений потребителей к стеклу?
Алексеев Д. В.: Естественно, потребительские предпочтения постоянно изменяются, ведь на рынке регулярно появляются новые продукты. Как и в случае с декоративными стеклами, на первом месте стоит вопрос уникальности в сочетании с практичностью. Все большее количество заказчиков предпочитают использовать при остеклении мультифункциональные стекла, обладающие сразу несколькими полезными свойствами: энергосбережение, защита от солнца или улучшенное очищение.
ОДФ: Когда рынок вернется к устойчивым докризисным темпам роста?
Алексеев Д. В.: Если говорить именно о темпах роста, то среднее за последние 13 лет значение для показателя потребления стекла и продуктов на его основе для России составляет примерно 9,3% в год. В 2010 г. рост был в 2 раза больше. Да и потребление в абсолютных величинах в 2010 г. было самым высоким за всю историю современной России. А вот стабильности пока не хватает, думаю, этот фактор добавится примерно с 2014 г.
Влияние продукции из Поднебесной уже не столь велико, как в 2006–2008 гг. Эпоха дешевых продуктов из Китая прошла, а основным ее фактором была именно низкая цена