ОДФ: Как Вы оцениваете тенденции оконной фурнитуры в посткризисный период.
- В первую очередь, хочу сказать, что отечественный рынок СПК так и не смог выйти на докризисный уровень остекления, а только максимально приблизился к показателям 2008 года.
Это повлекло за собой усиленную конкуренцию на рынке конечного потребителя. Основным критерием выбора окон, как и в кризисный период, по-прежнему остается цена.
Так же сильно изменилось сегментирование продукции для конечного потребителя.
Если раньше выделялось три сегмента: эконом, средний и премиальный, или даже четыре, то сейчас за счет вымывания среднего сегмента стабильными остаются только два: эконом и премиальный. Тенденцией последних лет является сокращение среднего сегмента в пользу эконом сегмента, что крайне негативно сказывается на всех участниках рынка.
Что касается нашей фирмы, то мы хорошо прошли кризисный и посткризисный периоды. За это время завод в Ногинске в ответ на спрос в несколько раз увеличил производственные мощности, также на отечественный рынок СПК был выведен ряд инновационных продуктов, оптимизирована и улучшена работа сервисной службы, привлечены несколько крупных клиентов. В итоге, мы сумели не только сохранить долю рынка, но и увеличить ее. Например, в Сибири мы приросли на 20%.
По данным из различных источников (собственная сеть региональных представителей, информация от дилеров и независимых маркетинговых служб) мы оцениваем свою долю на территории РФ приблизительно в 40%.
ОДФ: Ваши прогнозы изменения структуры на оконную фурнитуру в 2013 году?
- Наш прогноз, 2013 год не сильно будет отличаться от 2011, 2012 года. Объем рынка СПК сильно не измениться и будет колебаться в районе +/- 3 %, что является некоторой математической погрешностью.
Все это приведет к увеличению конкуренции между производителями СПК. И они будут вынуждены повысить свою эффективность, улучшить внутреннюю и внешнюю логистику, повысить качество работы персонала, особенно в продажах, оптимизировать собственные производства, делая свою продукцию максимально конкурентоспособной.
Мы помогаем нашим клиентам осуществлять подобные изменения, в частности, в компании РОТО есть уникальный сервис, направленный на автоматизацию и оптимизацию производственных процессов и способствующий повышению мотивации персонала. Также многие крупные производства, чтобы не быть зависимыми от дилеров, будут вынуждены пересмотреть свои сбытовые стратегии, что повлечет увеличение доли продаж через собственные розничные сети.
Сложившаяся ситуация на рынке СПК ведет к тому, что производителям будет не выгодно перерабатывать несколько профильных систем. Производители сосредоточат свои сбытовые стратегии на трех – четырех продуктах – от low-end до premium – в рамках одной профильной системы. Из-за этого на рынке будет востребована универсальная фурнитурная система, при помощи которой можно будет закрывать все потребности рынка от стандартного до премиум сегмента. Именно такое исполнение Roto NT мы планируем предложить производителям окон в этом году.
ОДФ: Какие мировые технические новинки, в области оконных технологий, на Ваш взгляд, могут быть наиболее востребованы в России в ближайшие годы?
- Я думаю, на данный момент на рынке наблюдается кризис новых идей. Пожалуй, только программа энергоэффективных окон получила некоторое развитие. Мы же по-прежнему продвигаем нашу программу функциональных окон, в частности окон с повышенной устойчивостью к взлому или окон с функцией детской безопасности.
Также бросается в глаза разница между уровнем подготовленности продавцов и информированностью покупателей. Очень часто люди, покупающие окна, знают об этих окнах намного больше продавцов. Как только мы сможем решить эту проблему, критерием выбора окна станет качество и его функциональность, а не его цена. Именно в этом направлении работает подразделение компании РОТО ФРАНК – Roto Campus. За прошлый год на нашем производстве в Ногинске мы провели более ста семинаров и тренингов приблизительно для тысячи человек. В последнее время, проводя обучение, мы заметили, что люди интересуются не техническими особенностями нашей фурнитуры, а тем, как правильно преподнести ее клиенту, как она поможет переработчику продать готовое окно.
В соответствии с этим мы скорректировали нашу обучающую программу в сторону подготовки продавцов, а не технических специалистов.