В целом, учитывая сложившуюся ситуацию, можно прогнозировать спад производства оконной и фасадной отрасли в 2009 году от 25% до 50%
На вопросы редакции отвечает Сергей Сосничев, руководитель отдела продаж компании DENVER.
«ОДФ»: Во сколько вы оцениваете сокращение потребления окон в феврале-марте по сравнению с прошлым годом? Что, на ваш взгляд, ждет отрасль летом и к концу года?
– Разразившийся в конце 2008 года мировой финансовый кризис сыграл свою негативную роль не только в области финансов, но и в развитии строительной индустрии. Из-за нехватки денежных средств начиная с декабря было остановлено или заморожено строительство практически всех объектов. Естественно, что оконная отрасль, как составная часть общего строительного комплекса, испытала на себе всю полноту проблем обрушившегося рынка. Большинство мелких и средних предприятий, изготавливающих окна, не были готовы к такому повороту событий и, как следствие, либо остановились, либо продолжали доделывать ранее заключенные контракты.
Несмотря на некоторый всплеск производства в январе 2009 года, общий спад выпуска составил в среднем 25% к январю 2009 г. Прогнозы по росту производства окон на февраль-март и последующие месяцы весьма пессимистичны.
Благодаря усилиям правительства РФ в последнее время наблюдается оживление строительства объектов в жилищном секторе, однако обольщаться не стоит, так как в большинстве случаев это оживление связано с завершением ранее заложенных зданий. Освоение новых строительных площадок практически не ведется.
В целом, учитывая сложившуюся ситуацию, можно прогнозировать спад производства оконной и фасадной отрасли в 2009 году от 25% до 50%.
«ОДФ»: Может ли кризис поменять сложившуюся структуру лидеров оконного рынка? Какие компании оказались менее и более всего подвержены кризисным явлениям и почему?
– Многие эксперты говорят, что кризис естественным путем приведет к оздоровлению общей экономической ситуации, так как выжить в этих сложных условиях смогут наиболее эффективные предприятия. И это действительно так. Что касается вопроса смены структуры лидеров оконного рынка, то вряд ли она сильно поменяется, так как крупные предприятия по сравнению со средними и мелкими обладают значительным запасом мощностей, имеют гораздо больше внутренних резервов и разветвленную инфраструктуру, предоставляют больший набор сервисных услуг, оснащены современным высокопроизводительным оборудованием и в случае необходимости могут очень быстро восстановить временно законсервированные мощности. Изменения могут коснуться лишь лидеров, тех, кто займет место №1, №2 и т.д. Связано это в первую очередь с тем, в какие регионы будут направлены выделяемые правительством РФ средства на поддержку строительной отрасли. Где в полной мере работают региональные программы по строительству жилья. У кого лучшая маркетинговая политика. Кто обладает большей эффективностью и организацией производства.
Скорее всего большие изменения произойдут среди средних и мелких производителей. По мере развития кризисных явлений они будут постепенно уходить с рынка. Их место в силу концентрации производства и расширения регионов реализации своей продукции займут крупные предприятия.
«ОДФ»: Когда, на ваш взгляд, на строительном и оконном рынке начнутся оживление и рост?
– Скорее всего это произойдет в конце 2009 – начале 2010 года, когда закончится начавшаяся реструктуризация строительных компаний. Когда банки разберутся с кредитной политикой. Когда восстановится доступное ипотечное кредитование. Когда начнут поступать деньги в реальный сектор экономики. Когда после резкого спада вновь начнет возрастать покупательная способность населения.
«ОДФ»: Существуют ли какие-то решения на законодательном или корпоративном уровне, способные привести к быстрому оживлению оконного и фасадного рынка?
– Решения, наверное, существуют. Во всяком случае, правительством РФ уделяется очень много внимания поддержке строительной индустрии как одному из локомотивов экономического роста. Жаль, что в силу инертности экономики этих изменений пока не видно.
«ОДФ»: Ваши пожелания переработчикам.
– Реально смотреть на сложившуюся ситуацию. Принимать эффективные и прагматичные решения. Побольше оптимизма, ведь кризисы приходят и уходят, а жизнь продолжается.