Основные макроэкономические факторы, влияющие на рынок гаражных ворот.
Важнейшим фактором на рынке гаражных ворот является рост автомобильного рынка России. Автомобилестроение — одна из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики.
Старт программы утилизации старых автомобилей в марте 2010 г. дал толчок к росту продаж и восстановлению рынка, благодаря которой, автомобильный рынок вышел на траекторию самостоятельного роста за счёт общего оздоровления экономики, роста среднедушевых доходов, восстановления рынка автокредитов.
Автомобильная промышленность в 2011 г. преодолела последствия кризиса и нарастила производство во всех сегментах: выпуск легковых автомобилей увеличился на 43,9%, грузовых - на 33,2%, автобусов - на 3,5%.
2012 год, по ожиданиям участников рынка, будет более сложным для российского автопрома, поскольку ожидается некоторое снижение темпов прироста рынка.
Для оснащения данных объектов требуются современные виды ворот:
• для автомоек и мастерских — в основном рулонные ворота;
• для гаражных комплексов и техцентров — секционные;
• подъемно-поворотные ворота могут применяться на стояночных комплексах и других объектах.
В Москве и Санкт-Петербурге рынок моек и станций технического обслуживания насыщен только наполовину, в регионах он ещё только начинает развиваться.
Второстепенными факторами, оказывающими влияние на рынок гаражных ворот, являются:
• рост объёмов строительства загородной недвижимости (усадеб, коттеджей, предусматривающих гараж – пристройку к дому)
• промышленное строительство
• строительство торговой недвижимости и складских комплексов, ведущее к росту закупок ворот.
Объём и динамика рынка гаражных ворот
В ретроспективе наблюдался стабильный рост рынка гаражных ворот, достигшего в 2007 году объёма свыше 7,8 млрд. рублей. Этот процесс — и в том числе наблюдавшийся в 2006 г. «бум» — связывается экспертами с большими объёмами и высокими темпами строительства.
По прогнозам экспертов, в период с 2008 по 2012 гг. вероятно снижение темпов роста объёмов потребления гаражных ворот, по сравнению с показателями предшествующего периода. Это связано, в частности, с застройкой Москвы и Подмосковья и замедлением роста рынка загородной недвижимости. В этот период ежегодный прирост потребления гаражных ворот составит примерно 10% в год.
На российском рынке гаражных ворот работает около 30 специализированных предприятий-производителей. Крупнейшие из них – DoorHan и «Алютех»; кроме того, один из лидеров рынка – немецкий концерн Hörmann. Эти три компании в совокупности занимают около 95% рынка. Что касается импорта, то, помимо Hörmann, на российский рынок поставляются гаражные ворота немецких марок Dorma, Albany Door Systems, Normstahl и других; голландское происхождение имеют ворота Flexy Force B.V. и Doka NL; ворота Aluprof производятся в Польше; ворота австрийского происхождения – марки Libero Torbau; присутствуют также ворота производства Финляндии (MESWAC) и Китая.
И в ретроспективе, и в настоящее время внутреннее производство превышает объёмы импорта. Поскольку на рынке гаражных ворот присутствуют только две крупные отечественные компании, вторжение на рынок какого-либо крупного нового импортёра с новыми разработками может значительно изменить существующую расстановку сил.
Структура рынка гаражных ворот по виду продукции
На рынке гаражных ворот можно выделить следующие сегменты по типу продукции:
• секционные ворота
• подъёмно-поворотные ворота
• гаражные рольставни
• другие виды ворот (сдвижные, распашные).
Как можно видеть, наиболее распространенными в настоящее время являются секционные ворота (60% рынка, или примерно 4,7 млрд. руб.). Это определяется комплексом их потребительских свойств – надёжностью, удобством использования, высокой способностью к теплосбережению, а также возможностью ремонта полотна по частям. На подъёмно-поворотные ворота приходится около 24% рынка, или 1,9 млрд. рублей. Такие ворота обычно устанавливаются на тех объектах, где не обязательно сохранение теплового баланса внутри помещения (например, на стояночных комплексах); кроме того, их недостатком является необходимость замены всего полотна целиком в случае его повреждения. На сегмент гаражных рольставен приходится примерно 7% рынка, или 547 млн. рублей. Преимуществом этой разновидности ворот является значительно более низкая стоимость, по сравнению с воротами из двух вышеупомянутых сегментов, однако ряд экспертов рынка подвергли сомнению способность гаражных рольставен обеспечить надёжную защиту гаража от взлома и проникновения; в большей степени это относится к алюминиевым гаражным рольставням, чем к стальным, ввиду различия в прочностных характеристиках этих двух материалов.
Географические границы рынка
По мнению экспертов, основной объём потребления гаражных ворот приходится на Центральный и Северо-Западный федеральные округа.
На данном рынке географические границы, а также дальнейшие направления развития, обусловлены основным фактором влияния: развитие автомобильного рынка поддерживает высокий уровень потребления в Центральном, Северо-Западном и Приволжском ФО, а также обусловливает относительно высокую долю Дальневосточного ФО в географической структуре рынка.
Кроме того, влияние оказывает и фактор строительства коттеджных поселков. Рынок загородной недвижимости растёт, в основном за счёт Московской области, но наблюдается также тенденция его смещения в регионы.
По словам экспертов, в среднесрочной перспективе стоит ожидать расширения рынка в Приволжском и Южном ФО, при постепенном уменьшении объёмов потребления гаражных ворот в Центральном Федеральном округе.